Минфин предлагает с 1 июля 2019 года установить единую ставку акциза на российские и импортные тихие и игристые вина. Соответствующий проект федерального закона опубликован на портале проектов нормативных правовых актов.
Изменения предлагается внести в Налоговый кодекс.
В сводном отчёте отмечается, что это необходимо, чтобы привести нормы российского налогового законодательства в соответствие нормам ВТО в части ставок акцизов на российские вина, поскольку сейчас эти нормы противоречат друг другу.
Предлагается установить «единую ставку акциза на вина и игристые вина (шампанские) как производимые на территории РФ, так и ввозимые на территорию РФ».
Также предлагается признать виноград и виноматериалы подакцизными товарами. Кроме того, Минфин предлагает предусмотреть право на налоговый вычет для производителей виноматериалов, вин и игристых вин при использовании российского винограда.
Отмечается, что согласно нормам ВТО, российские и импортные вина с защищенным географическим указанием (ЗГУ) и защищенным наименованием места происхождения (ЗНМП) могут рассматриваться как аналогичные товары. В частности речь идёт о статье, согласно которой товары с территории любой стороны, ввозимые на территорию другой, не могут облагаться внутренними налогами, превышающими те, которые применяются к аналогичным отечественным товарам.
Согласно проекту, акциз на виноград с июля следующего года составит 25 рублей за тонну, акциз на виноматериалы и вина — 30 рублей за литр (в последующие два года предполагается повышение этой суммы на 2 рубля). Акциз на игристые вина и шампанское составит 36 рублей за литр с последующим повышением этой суммы на рубль в 2020 и 2021 годах, как и в случае с вином.
В настоящее время акцизы на вино и шампанское без ЗНПМ и ЗГУ составляют 18 рублей и 36 рублей за литр соответственно. При этом пониженный акциз на защищенные вина и шампанское составляет 5 и 14 рублей.
При этом до мая 2017 года льготные ставки распространялись как на российские, так и на импортные вина. Но впоследствии выяснилось, что импортёры использовали льготу неправомерно, поскольку в Налоговом кодексе не уточнялась страна происхождения спиртного, однако данное уточнение прописано в отраслевом законе.
В мае прошлого года в Минфине указывали, что в законодательстве установлена привязка понятий винодельческой продукции с ЗГУ и с ЗНМП к территориям регионов России. Более того, любая другая трактовка этих норм Налогового кодекса, а также отраслевого закона по госрегулированию рынка алкоголя являлась бы нарушением российского законодательства.