В России сложилась ситуация, когда коньячной отрасли брошены вызовы, но и предоставлены возможности, позволяющие российскому коньяку составить достойную конкуренцию импорту
22 апреля 2022 года в Москве в рамках Международной конференции «Новое законодательство и нормативные изменения в области виноделия России. Программа Национальный Коньячный Код в системе единого мониторинга качества и прослеживаемости винодельческой продукции» состоялась пресс-конференция с участием ведущих специалистов отрасли, которые обсудили законодательное регулирование рынка винодельческой продукции, новые меры поддержки и открывающиеся возможности на фоне современной ситуации, узнаваемость отечественных брендов, гастрономический туризм и многие другие вопросы.
На встрече присутствовали:
- Реут Андрей, первый заместитель директора Фонда Росконгресс;
- Кислов Андрей, Член Комитета Совета Федерации по аграрно-продовольственной политике и природопользованию;
- Леонид Попович, председатель технического комитета ТК № 162 «Виноградарство и виноделие»;
- Александр Колеснов, руководитель Лаборатории фундаментальных и прикладных исследований качества и технологий пищевых продуктов Российского университета дружбы народов (РУДН), д.т.н., к.б.н.;
- Дмитрий Чернев, председатель российского СОЮЗА ПРОИЗВОДИТЕЛЕЙ КОНЬЯКА (СОЮЗКОНЬЯК);
- Георгий Аветисян, руководитель Инспекционного органа по безопасности пищевых продуктов Республики Армения.
Член Комитета Совета Федерации по аграрно-продовольственной политике и природопользованию Андрей Кислов отметил роль государства в поддержке отрасли. «Меры поддержки субъектов отрасли, определенные формы поддержки, в том числе предоставление субсидий должны способствовать развитию виноградарства в России и через 3–5 лет дать значительное повышение объемов сбора технического винограда. В этой связи от производителей коньяков ожидается активная позиция по развитию собственных виноградников. Работа должна быть начата уже в наступающем сезоне, чтобы дать необходимый результат через несколько лет», — сказал сенатор.
Сенатор считает, что необходимо обновить и привести в соответствие с действующим законодательством в области виноделия весь пакет национальных и межгосударственных стандартов на винодельческую продукцию и методы её контроля. При этом, указал он, особая роль отводится современным, инновационным методам исследований.
Дмитрий Чернев, председатель СОЮЗКОНЬЯК рассказал, что текущая ситуация ставит перед отраслью серьезные вызовы, связанные с изменением российского законодательства и меняющейся обстановкой на международных алкогольных рынках. Но у отрасли есть перспективы. В первую очередь нужно отметить, что на законодательном уровне делается очень многое для развития современного производства коньяков. Речь идет о введении нормативного регулирования винодельческой отрасли, которая устанавливает основные принципы государственной политики в области виноградарства и виноделия и меры по ее реализации. В рамках реализации этой политики необходимо провести работы по созданию, формированию и функционированию национальной базы данных для будущей системы мониторинга качества и прослеживаемости винодельческой продукции, элементом которой, в частности, будет являться программа «Национальный Коньячный Код» коньячной отрасли России. Это позволит значительно сократить уровень фальсификации и контрафакта винодельческой продукции, повысить её качество.
Эксперты много говорили об общей модели работы, которая может быть применима как отдельно для коньячной отрасли, так и ко всей винодельческой отрасли России в целом. Они отметили, что в части решения задач по контролю качества винодельческой продукции универсальными и эффективными являются методы анализа, имеющие широкую международную апробацию и признание, которые зафиксированы в ГОСТ Р 59570-2021.
Дмитрий Чернев рассказал — «Одно из основных преимуществ данного стандарта для производителей заключаются в полной прозрачности и объективности контрольно-надзорных мер, которые будут осуществляться по единому для всех заинтересованных сторон алгоритму, а результаты мониторинга будут представлять практический интерес как в коммерческой деятельности предприятий, так и в работе государственных органов».
Участники обсудили перспективы развития коньячной отрасли в свете изменения законодательства и изменившихся рыночных условий в мире. Многие эксперты сошлись во мнении, что без посадки собственных виноградников, невозможно дальнейшее развитие. Сегодня общая площадь виноградников России составляет 96,8 тыс. га. Это стало результатом активной работы последних восьми лет, позволивших увеличить площадь посадки на 41 тыс. га. И тем не менее, в России по-прежнему не хватает сырьевой базы для производства коньячной продукции, поэтому необходимо обратить внимание именно на расширение площадей виноградников технических сортов. Производство коньяка — это бизнес с отложенным возвратом инвестиций, поэтому многие производители на начальном этапе нуждаются в государственной поддержке и дотациях, которые позволили бы производителям сейчас заложить хорошую сырьевую базу, чтобы через несколько лет создать необходимый объем продукции высокого качества.
«Основная доля собранного винограда используется для производства винодельческой продукции, включая вина всех категорий, коньяки, дистилляты и др. Россия по производству винодельческой продукции в натуральном выражении по данным Международной межправительственной организации по виноградарству и виноделию OIV входит в первую десятку ведущих стран мира, хотя есть реальные возможности для его увеличения, в том числе и для экспорта. Вместо этого мы закупаем дистилляты из 17 стран, в число которых входят Узбекистан, Молдавия, Аргентина, Южная Африка и Испания», — сказал председатель технического комитета ТК № 162 «Виноградарство и виноделие» Леонид Попович.
Представитель делегации из Армении представил ситуацию с виноградарством и виноделием в стране.
«Чтобы работать с крупными сетями, необходимо гарантировать большой объем продукции при соблюдении высокого уровня качества напитка. Армения многие годы занимает лидирующие позиции и является крупнейшим экспортером коньяка в Россию, армянские коньяки всегда были узнаваемы и любимы покупателями, мы многое делаем для того, чтобы продукция армянских виноделов всегда была представлена на полках в магазинах и ресторанах», — рассказал Георгий Аветисян, руководитель Инспекционного органа по безопасности пищевых продуктов Республики Армения. Также г-н Аветисян довольно подробно описал ситуацию с виноградарством и виноделием в контексте сотрудничества Республики Армения и Российской Федерации, объемы экспорта и перспективы его наращивания и повышения качества продукции. «В настоящее время разворачивается довольно интенсивное сотрудничество с лабораторией фундаментальных и прикладных исследований качества и технологии пищевых продуктов РУДН. Научный потенциал и технические наработки указанной лаборатории в дальнейшем будут активно использоваться в деле переподготовки кадров и создания изотопного банка Республики Армения», — отметил господин Аветисян.
Одной из актуальных тем, которая также была интересна экспертам, — гастрономический туризм. Не секрет, что это направление очень популярно во всем мире. По статистике, например, первое место в сфере гастрономического туризма занимает Италия, в которую ежегодно приезжает около 75 млн. человек. К тому же во время отпусков сами итальянцы тратят на гастрономические события ежегодно около 26 млрд. евро. Каждый год проходят всевозможные фестивали пива, вина, виски в ведущих странах-производителях, которые собирают миллионы посетителей и приносят миллионные доходы. По данным World Food Travel Association, 79% туристов подбирают маршрут с учетом календаря гастрономических событий, 39% отдыхающих назвали гастрономию основным мотивом своего путешествия, а 87% туристов считают национальную кухню важной составляющей туристического бренда территории.
Качественный рывок отечественной индустрии предстоит сделать в довольно сжатые сроки, учитывая длительный производственный цикл. По мнению первого заместителя директора Фонда Росконгресс Андрея Реута, успех помогут обеспечить следующие факторы: «Это узнаваемость наших брендов, любовь и уважение к нашей отечественной продукции в области коньячного производства, виноделия. Конечно, надо приучать людей к качественным напиткам».
В России гастротуры еще не настолько развиты, хотя 81% отдыхающих россиян с удовольствием пробуют новую кухню, а 62% туристов после гастротуров добавляют в свой привычный рацион новые продукты. На вопрос, почему в России недостаточно развито это направление, ответил Леонид Попович: «К сожалению, в России действительно почти нет туров с дегустацией коньяков, хотя в стране есть несколько крупных, очень сильных производителей, которые бы могли устраивать подобные встречи для популяризации своей продукции. Если мы говорим о небольших производителях коньяка, которые предлагают рынку очень качественные напитки, то здесь возникает проблема — высокая цена продукции, из-за которой ее не хотят покупать потребители. То есть, многие россияне предпочтут взять известный массовый французский коньяк, чем неизвестный наш. Нашим производителям необходимо популяризировать отечественную продукцию и стараться делать ее доступной для потребителя, не снижая при этом качества».
Подводя итог, многие эксперты сошлись во мнении, что нынешняя ситуация благотворно скажется на развитии отрасли и позволит производителям занять освободившуюся нишу на рынке.
О КОМПАНИИ
СОЮЗ ПРОИЗВОДИТЕЛЕЙ КОНЬЯКА (СОЮЗКОНЬЯК) – отраслевой союз, созданный в 2015 году крупнейшими производителями российского коньяка в целях обеспечения развития отрасли, защиты интересов российских производителей коньяка и другой коньячной продукции, обеспечения высокого качества, конкурентоспособности, экспортного потенциала, поддержки и участия в развитии российского виноградарства и виноделия.
Среди основных задач СОЮЗКОНЬЯКА представление общих интересов и коллективной позиции участников отрасли в органах законодательной и исполнительной власти, а также разработка отраслевой системы обеспечения и контроля качества коньяков и сырья для его производства как составляющей единой системы мониторинга качества и подлинности винодельческой продукции в Российской Федерации и ЕАЭС, ведение образовательной деятельности для повышения уровня подготовки руководителей и специалистов отрасли.
Официальный сайт Союзконьяка: www.alambik.ru
Фонд Росконгресс – социально ориентированный нефинансовый институт развития, крупнейший организатор международных, конгрессных, выставочных, деловых, общественных, спортивных мероприятий и событий в области культуры, созданный в соответствии с решением Президента Российской Федерации.
Фонд учрежден в 2007 году с целью содействия развитию экономического потенциала, продвижения национальных интересов и укрепления имиджа России. Фонд всесторонне изучает, анализирует, формирует и освещает вопросы российской и глобальной экономической повестки. Обеспечивает администрирование и содействует продвижению бизнес-проектов и привлечению инвестиций, способствует развитию социального предпринимательства и благотворительных проектов.
Мероприятия Фонда собирают участников из 208 стран и территорий, более 15 тысяч представителей СМИ ежегодно работают на площадках Росконгресса, в аналитическую и экспертную работу вовлечены более 5000 экспертов в России и за рубежом. Установлено взаимодействие со 166 внешнеэкономическими партнерами, объединениями промышленников и предпринимателей, финансовыми, торговыми и бизнес-ассоциациями в 76 странах мира.
Официальные телеграм-каналы Фонда Росконгресс: на русском языке – t.me/Roscongress, на английском языке – t.me/RoscongressDirect, на испанском языке – t.me/RoscongressEsp.
Официальный сайт и Информационно-аналитическая система Фонда Росконгресс: roscongress.org.