Гостей ожидала увлекательная экскурсия по винзаводу и прекрасная дегустация лучших вин «Массандры».
В процессе экскурсии возник вопрос. Почему Лев Голицын везде изображен в папахе? И вообще, откуда на нём, русском человеке, эта папаха? На этот вопрос мы нашли ответ в книге Анны Клепайло, сотрудника Института «Магарач», «Лев Голицин и его дар». Делимся информацией с нашими дорогими коллегами.
***
Лев Сергеевич Голицын обладал помимо всего великой душей, воплотившей в жизни библейскую заповедь о любви к ближнему.
В окрестностях кавказского имения Голицыных шайка то ли бандитов, то ли революционеров под предводительством некого Дэли-Али наводила на всех страх. Лев Сергеевич навел справки у наместника на Кавказе князя Воронцова-Дашкова и у своего брата Григория, генерал-адъютанта, бывшего в течении восьми лет главноначальствующим на Кавказе. Составив мнение, князь Голицин обратился к царю с прошением о помиловании: «Кавказский бандит не является революционным грабителем. Это благородное существо. Мысль о вендетте у него в крови, и если не мстить — для него это нарушение долга чести. Таков Дэли-Али. Последнее время к нему обращались обиженные люди, многих людей он спас, много добрых дел он совершил. Как личность, обладающая огромным вниманием, он может оказать огромные услуги правительству».
Прошение о помиловании было получено, но банда не поверила ему, посчитав ловушкой. Государственные люди не могли изловить разбойника, а старому шестидесятилетнему князю удалось встретиться с Дэли-Али, поручиться своей жизнью, заявив его сообщникам: «Если это ловушка — убейте меня, как собаку».
Из логова банды в Елисаветполь (ныне г. Гянджа, Азербайджан) князь Голицын ехал рядом с Дэли-Али (тот — верхом, князь — в коляске). Князь олицетворял власть, Дэли-Али был легендой, и никто из них не мог быть вторым — вот и ехали рядом. Горца князь уговорил выйти безоружным к толпе на площади, и встал с ним рядом на суде людском, когда губернатор Альфтанг объявлял о помиловании. А на площади были слышны потрясенные крики: «Падишах простил Али!».
Рассказывая в письме царю произошедшее, Голицын писал: «Эти тысячи людей создавали такую атмосферу восторга, что у меня перехватило дыхание и потекли слезы. Первый раз в жизни я пережил подобный момент. Ни академические пальмы, ни поцелуи любимой женщины, ничто не вызвало во мне такого волнения и такого сердцебиения. И я подумал, что только бандит, который находился рядом с Христом, когда тот умирал, мог встретить в небе подобную овацию… И вот, государь, пожелав доставить радость одному человеку, вы, без всякого сомнения, сделали счастливыми двоих».
Дэли-Али потом еще не раз приезжал в гости к князю. Молва гласит, что они с князем обменялись головными уборами. Лев Голицын очень дорожил этой папахой.
***
Образцы, представленные на дегустации:
Прекрасные стихи нам прочитала на прощание наш замечательный экскурсовод, сотрудница «Массандры»:
Мирза Шафи Вазех
Уменье пить не всем дано,
Уменье пить — искусство.
Тот не умен, кто пьет вино
Без мысли и без чувства.
Вино несет и яд и мед,
И рабство и свободу.
Цены вину не знает тот,
Кто пьет его, как воду!
Люби вино, как я люблю,
В любви своей не кайся,
Не зазнавайся во хмелю,
Но и не опускайся.
Одних вино влечет в полет,
Других сшибает с ходу.
Цены вину не знает тот,
Кто пьет его, как воду!
Рождает в нас пьянящий сок
И блажь, и откровенье.
В нём — созидания исток
И жажда разрушенья.
Вино поблажки не дает
Тем, кто ему в угоду
Порой себя не бережет,
Кто пьет вино, как воду!